От государства к человеку

В субботу, 25 ноября, прошел пятый Общероссийский гражданский форум (ОГФ 2017). Более 1000 участников обсудили образ России будущего и технологии перехода к устойчивому развитию.

Нужно, чтобы все стороны — и благополучатели, и бизнес, и власть, и СМИ — имели общий базис.

Существующая экономическая модель, основанная на неэффективном перераспределении сырьевой ренты и вмешательстве государства во все сферы жизни, себя исчерпала, считают участники ОГФ 2017. Будущее России больше не может зависеть от природных ресурсов и низкой стоимости труда. В экономике XXI века на первый план выходит человек, его знания и компетенции.

Гражданское самосознание вместо стратегии развития

Главными на повестке открывающей дискуссии «Будущее России: федерация, регионы, города» стали вопросы о том, угонится ли наша страна за трендами в экономике, социальной сфере и технологиях, и есть ли стратегия развития у страны. Согласно проведенного по заказу ОГФ опросу Левада-центра, 36% граждан и 11% экспертов уверены, что у правительства есть продуманная программа модернизации. 33% граждан и 53% специалистов посчитали, что программы у власти нет и стратегические решения принимаются под воздействием обстоятельств.

Глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин указал не только на отсутствие прозрачной стратегии модернизации, но и на факторы, сдерживающие развитие. «Россия имеет сильное экономическое отставание перед развитыми странами. Положительные изменения в мире сказываются на нас плохо», — считает Кудрин.

По его словам, основные проблемы для России сейчас — высокий уровень бедности и международная изоляция, блокирующие обмен опытом и технологиями. Положительную тенденцию, по мнению бывшего министра финансов, можно усмотреть в развитии гражданского общества и благотворительности.

Примером того, как отставание в социально-экономическом плане провоцирует изменения, является Норильск. В мае 2017-го в городе появилось Агентство городского развития (АРН), созданное при участии местных властей, компании «Норникель» и Благотворительного фонда Владимира Потанина. В какой-то момент в городе поняли, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», рассказала старший вице-президент «Норникеля» Лариса Зелькова. В работе АРН принимают участие в том числе сотрудники компании. В частности, благодаря агентству месяц назад в Норильске появился высокоскоростной интернет. Еще одним нововведением стал проект «Городской конструктор» — в формате открытой дискуссии бизнес, власть и местные жители обсуждают проблемы развития города. Также АРН объявило о старте программы поддержки социальных предпринимателей.

Действительно ли в стране растет гражданское самосознание, является ли активность людей лишь временной реакцией на стресс от неопределенности будущего, или мы наблюдаем поступательное развитие общества — эти вопросы обсуждали на сессии «Будущее благотворительности: от импульса к культуре».

Помощь другому становится стратегической мотивацией

Особенно жаркая дискуссия развернулась вокруг ежегодного исследования Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ», результаты которого частично подтвердили слова Кудрина. Так, в 2017 году больше половины граждан (53%) приобщились к благотворительности, совершив денежное пожертвование, а 22% опрошенных примерили на себя роль волонтера. По мнению директора «КАФ» Марии Черток, тех, кто стал проявлять активную гражданскую позицию, еще больше.

«53% — только денежные пожертвования, это лишь одна форма участия. Если добавить сюда волонтерство и жертвование каких-то вещей, то получается, что около 68% взрослого населения занимаются благотворительностью. Данная цифра кажется мне довольно большой. Выходит, с вероятностью в 68% человек, с которым вы разговариваете, осознанно помогает другим», — заключила Черток.

В качестве способа оказания помощи пока доминирует перевод денег посредством отправки СМС. На втором месте — онлайн-пожертвование, для совершения которого требуется приложить больше усилий. Тем не менее, из года в год этот вариант оказания помощи набирает популярность. По словам главы «КАФ», можно говорить о постепенном переходе от импульса к осознанному намерению сделать доброе дело.

«Мы спросили, почему люди этим занимаются (помогают другим — прим. ред). Самый распространенный ответ: „Потому что мне небезразлична проблема“. Это уже не импульс, а стратегическая мотивация к оказанию помощи», — добавила Черток.

Судя по результатам опроса, старшее поколение чаще помогает, чтобы почувствовать себя лучше, а молодежь — из желания изменить окружающий мир. Благотворительным организациям следует учитывать эти различия в портретах аудитории и делать ставку на подрастающее поколение, мотивация у которого сильнее, пояснила глава «КАФ».

Желание вовлекаться при оказании помощи подтверждают результаты исследования фонда. Так, 59% респондентов заявили, что станут заниматься благотворительностью активнее, если будут знать, на что конкретно пойдут их средства.

От чего зависит эффективность «причинения добра»

Директор благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова считает, что одним из главных трендов развития третьего сектора является рост числа НКО по всей стране.

«Люди поверили в себя и поняли, что можно делать что-то полезное институционально. Если деньги мы уже научились собирать весьма неплохо, то эффективно использовать ресурсы — пока нет. Это то, на чем сейчас нужно сосредоточить усилия, чтобы достичь максимальной пользы от „причинения добра“», — пояснила Чистякова.

Огромную роль тут играют информирование и правильно выстроенная коммуникация. Чему, по мнению эксперта, фондам и НКО следует уделять больше внимания: именно просвещение является рецептом перехода общества от импульса к культуре благотворительности. Необходимо научиться объяснять, как фонд собирается оказать помощь благополучателю и решить его проблему. Причем и ему самому тоже.

Данную точку зрения поддерживает генеральный директор Development Group, основатель проекта «Душевный Bazar» Евгений Горькаев.

«Если коммуникация будет происходить только между сотрудниками НКО, то в обществе не сформируется системных знаний о благотворительности. Нужно, чтобы все стороны — и благополучатели, и бизнес, и власть, и СМИ — имели общий базис. И не надо стесняться рассказывать о своем участии. Ведь есть даже исследование — рассказ о добром поступке может замотивировать на благие дела четырех человек», — рассказал эксперт корреспонденту «+1».

В результате распространения знаний и формирования культуры благотворительности появляется среда, благоприятная для развития гражданских инициатив. Как их поддержать и закрепить, обсудили на сессии «Технологии и практики по развитию городских и сельских сообществ».

От первой акции к социальным технологиям

Хотя в последние годы возросло количество социальных проектов, реализуемых в регионах государством, бизнесом и благотворительными фондами, лишь немногим инициативам удалось стать технологиями, пригодными к тиражированию.

Эксперты подразделяют социальные технологии на статичные и событийные. Пример последней — единичные акции. Забег, субботник или ярмарка способны стать толчком к формированию сообщества активистов. Событийными технологиями занимается компания «Altourism: путешествия со смыслом». Ее активисты приезжают в город или село и помогают местным жителям реализовать социально значимый проект. Целью компании является поддержка гражданских инициатив и малого бизнеса в регионах.

«Со временем из 2-3 активистов может возникнуть сообщество в 30-40 человек. Очень важно понимать различия между территориями, на которых реализуется та или иная технология. Для глухой деревни городские практики не подойдут», — рассказывает основатель Altourism Екатерина Затуливетер.

Основой для перехода от событийной технологии к статичной, укорененной на определенной территории, должно стать четкое понимание ее особенностей: характерных проблем и потенциальных источников их решений. Для чего необходимо собрать множество данных, которые станут социальным паспортом территории. Данный шаг окажется отправной точкой в деле создания сообщества, объединяющего всех, кто в силах решить проблему.

«Важно понимать, какие есть условия для формирования проактивного сообщества, кто из числа лидеров есть, как они понимают свою роль в решении проблем, во взаимодействии с властью, — рассказала президент фонда поддержки социальных инициатив „Содействия“ Нина Самарина. — Так, технология фонда местных сообществ „прорастает“ там, где люди хорошо знают друг друга, где условия трудные, нет крупного бизнеса, никто не надеется на масштабные инвестиции».

В заключение организаторы сессии представили «энциклопедию» успешных технологий, разбитых для удобства на процедуры, и механизмы, достойные повторения и тиражирования. Наряду с конкретными кейсами в документ, опубликованный на сайте ОГФ, вошли также «зонтичные» идеологии, представляющие собой наборы технологий и практик. По словам экспертов, «энциклопедия» создана для организаций, активистов, компаний и фондов, заинтересованных в развитии местных сообществ.

Автор

Елена Матвеева