Доскональное знание гаджетов не гарантирует финансовую грамотность

Несмотря на цифровую продвинутость молодого поколения, распоряжаться личными финансами умеют не все.

Факт недели
50%

подростков

Почти 40% подростков признаются, что им не хватает денег на карманные расходы. 67% были уверены, что подсчитывают потраченные деньги, но почти 50% расценили умение «держать цифры в голове» как лучший способ учета личных трат. Около 30% записывают расходы в блокнот, и лишь 15% освоили специальные мобильные приложения. Такие результаты  получили российский платежный сервис QIWI и исследовательская компания Ipsos Comcon, изучив финансовое поведение подростков в возрасте 7-15 лет.

В течение первого полугодия 2017-го компания QIWI инициировала анализ финансовых предпочтений подростков и их родителей в городах-миллионниках, а также провела исследование среди участников образовательного международного детского центра «Артек» в рамках программы «Финансовая грамотность с QIWI». Исследования шли с июня по сентябрь в рамках артековских смен; результаты были получены в августе.

Оказалось, что от тех ребят, которые не научились вести подсчет трат, чаще всего звучали объяснения вроде «мало денег», «лишняя трата времени», «никогда не задумывался об этом». По мнению исследователей, эта ситуация объясняется тем, что родители не приобщают своих детей к учету семейного бюджета. 36% опрошенных отвечали отрицательно на вопрос об их вовлечении в ведение бюджета семьи. 30% ребят сказали, что родители держат в курсе семейного бюджета, но с ними не советуются. Остальные 34% отметили, что мама с папой спрашивают их мнение.

Карманные деньги для представителей поколения Z остаются основным ресурсом для удовлетворения личных потребностей. Деньги они охотно тратят на кино, сладости, оплату мобильной связи. Основную часть средств ребята получают от родителей и родственников, дополнительный источник — сдача от покупок и подработка. Роль карманных денег, как говорят исследователи, должны понимать родители, поскольку именно карманные деньги — основной источник средств — формируют финансовые привычки и ответственное отношение к деньгам в процессе взросления.

В жизни поколения Z вслед за цифровизацией растет роль онлайн-инструментов управления финансами. 6,3% детей и подростков в возрасте 7-15 лет уже имеют банковские карты, а 17% родителей хотели бы оформить их ребенку. Каждый четвертый взрослый считает возможным открывать банковскую карту детям с 13 лет. Больше половины респондентов старшего поколения склоняется к мнению, что спешить не стоит, и оптимальный возраст — 16 лет.

При этом 83% взрослых уже сами активно пользуются картами. Логично в таком случае было бы переводить ребенку деньги на его карту или на электронный кошелек. И, как показало исследование, это средство хорошо знакомо родителям и взрослым. Более того, современная тенденция такова, что все юные пользователи, которые уже пользуются электронными сервисами, переводят в электронный вид наличные — деньги в кармане носят все реже.

Несмотря на цифровую продвинутость молодого поколения, только через семейные практики и участие ребенка во «взрослой» жизни подростки могут научиться грамотно распоряжаться деньгами, вести бюджет и нести ответственность за свои финансовые поступки.

Автор: Елена Матвеева