Краудфандинг в грантовых конкурсах: опыт ОМК

Многие крупные социально ответственные корпорации регулярно проводят грантовые конкурсы для некоммерческих организаций, социальных предпринимателей, инициативных групп и занимающихся волонтерством сотрудников. Объединенная металлургическая компания в этом году решила добавить в проведение грантового конкурса новый элемент: победители привлекают дополнительное финансирование на краудфандинговой платформе Planeta.ru. О связи бизнеса и благотворительности Plus-one.ru поговорил с руководителем направления спонсорских и благотворительных проектов ОМК Ольгой Мироновой и руководителем соответствующего отдела Planeta.ru Алексеем Сахаровым.

— Чем благотворительный краудфандинг интересен для крупных компаний?

Алексей Сахаров: Краудфандинг — не только поиск дополнительных средств, но и мощный рекламный инструмент. Он позволяет освещать деятельность проектов, которые поддерживает предприятие, способствовать их устойчивому развитию. В краудфандинге люди голосуют за идеи рублем. Наверняка корпорации, поддерживающей те или иные инициативы, интересно, найдут ли они поддержку у широкой аудитории.

— Какие форматы подобного сотрудничества Planeta.ru предлагает бизнес-организациям?

А.С.: Каждый спецпроект — отдельная история, которую мы продумываем по запросу конкретной организации. Спецпроекты уже реализовывались в трех форматах. Один из них, например, с частичным софинансированием, когда компания умножает каждый благотворительный взнос, добавляет на старте или по достижении финансовой цели какую-то сумму. Это дополнительный игровой момент, увеличивающий интерес пользователя к проекту. Поддержка на старте очень важна, потому что сложнее всего убедить аудиторию вложиться в идею, которая пока никого не заинтересовала. А добавление некой весомой суммы после достижения финансовой цели вдвойне мотивирует автора хорошо поработать.

Краудфандинг — это поддержка проекта за вознаграждение. Награды часто стимулируют людей участвовать в том или ином начинании. Поэтому второй формат спецпроектов — предоставление проектам призов от партнера. Он в данном случае еще и получает будущих клиентов. Логично, что если человек приобрел в рамках крауд-кампании товар или услугу конкретной организации, воспользовался ими, и ему понравилось, — он вернется за ними снова уже вне краудфандингового проекта.

Наконец, третий из уже опробованных «Планетой» форматов сотрудничества — грантовый конкурс. Его участники могут выходить на крауд-платформу, чтобы после успешного сбора получить дополнительную субсидию от грантооператора или дополнительные баллы при оценке проектной заявки. Краудфандинг в данном случае станет проверкой идеи на прочность, возможностью привлечения дополнительного финансирования, а заодно показателем устойчивости конкретного проекта. Это не рыба, а удочка. Успешно освоив инструмент краудфандинга, организации в дальнейшем могут использовать его, и не раз.

— Почему ОМК решила в этом году добавить краудфандинговый элемент в свой традиционный грантовый конкурс?

Ольга Миронова: Сразу оговорюсь, что это действительно только один из компонентов. ОМК в этом году направила 9,3 млн рублей на проведение грантового конкурса «ОМК-Партнерство». Организации получили гранты до 250 тысяч рублей, а проекты сотрудников — до 50 тысяч. А также ОМК направила 6 млн рублей на программу социального предпринимательства «Начни свое дело», в рамках которой социальные предприниматели Благовещенска (Республика Башкортостан) и Чусового (Пермский край) получили от 100 до 200 тысяч рублей на свои проекты. Для Объединенной металлургической компании благотворительность — неотъемлемая часть стратегии. В рамках грантового конкурса «ОМК-Партнерство» и программы по социальному предпринимательству «Начни свое дело» мы предлагаем нашим благополучателям попробовать различные формы фандрайзинга (привлечения средств на свои проекты). Для чего? Чтобы сделать их устойчивыми, долгосрочными. В том числе, освоить краудфандинг.

В городах присутствия ОМК перед началом грантового конкурса Алексей Сахаров провел мастер-классы по краудфандингу. Рассказал, что это такое, каких целей можно достигать с помощью такого инструмента, что нужно учитывать при оформлении и продвижении проектов. Для участников нашего грантового конкурса это важная и интересная информация. Может быть, те, кто получили ее, но не стали участниками спецпроекта на «Планете» в этом году, решатся на краудфандинг позже. Мы будем очень рады!

— Как участники грантового конкурса отнеслись к тому, что средства им придется привлекать самостоятельно, с помощью краудфандинга?

О.М.: По-разному. Кто-то с воодушевлением. Кто-то осторожно: дело-то новое, требующее навыков продвижения своих проектов в социальных сетях, СМИ. Не все готовы или обладают необходимыми навыками, ресурсами. Ведь краудфандинг — это работа по несколько часов в день.

А.С.: На выездных семинарах я общался с сотрудниками ОМК и старался объяснить им, что краудфандинга не следует бояться, что не знакомое многим слово просто означает объединение множества людей, добровольное финансирование хороших проектов и возможность получить за это приятные бонусы. Чтобы успешно завершить крауд-кампанию, нужно уметь вдохновлять, вести за собой. У некоторых это отлично получается.

— Расскажите, пожалуйста, о краудфандинговых проектах — участниках конкурса «ОМК-Партнерство».

О. М.: Пока мы запустили семь проектов от добровольцев и некоммерческих организаций Выксы, Чусового, Челябинска и Альметьевска. Среди них есть зоозащитный, иппотерапевтический, экологический, инклюзивный и общественные социальные инициативы. Для меня, честно говоря, было удивлением, что на реабилитацию женщин с раком молочной железы пока собрана меньшая сумма, чем на помощь бездомным животным. Неужели братьев наших меньших мы любим больше, чем людей?

А.С.: Животные в принципе — одна из самых популярных категорий благотворительности. Но в краудфандинге очень многое зависит от автора проекта, его включенности в процесс продвижения, способности заинтересовать аудиторию.

— Вовлечены ли другие сотрудники ОМК в краудфандинговые проекты коллег? Знают ли о них, поддерживают ли финансово или информационно?

О.М.: Мы стараемся размещать сведения о наших проектах на Planeta.ru в социальных сетях компании, корпоративной прессе.

— Планируете ли проводить грантовый конкурс в таком формате и дальше?

О.М.: В конце года посмотрим, насколько эффективен этот метод, а потом примем решение: продолжать или отказаться. Несколько проектов в первые недели собрали небольшую сумму, после чего сборы «заморозились». Почти половину от нужной суммы собрал проект «Инклюзивный эко-сплав по реке Чусовой». Стопроцентной финансовой цели достигли иппотерапевтический проект «Верхом на звезде» в Челябинске и проект молодых журналистов Выксы по покупке квадрокоптера. Но говорить об общих результатах пока рано.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Беседовала

Наталья Игнатенко