Красный свет вредной еде

Роспотребнадзор предложил особую маркировку продуктов с высоким содержанием жира, сахара и соли. Предлагается система «светофора»: зеленый, желтый и красный цвет.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что на продуктах промышленного производства могут появиться красные метки, свидетельствующие о вредности товаров. Нововведение предлагается как мера борьбы с ожирением, от которого, как отметила Попова, страдает четверть россиян, сообщают «Известия».

Согласно данным Минздрава, процент жителей РФ с избыточной массой тела еще выше: 55% среди мужчин и 60% среди женщин.

Также предполагается, что маркировка поможет снизить потребление соли, 80% которой поступает с продуктами промышленного изготовления, — ее рекомендуемую суточную норму превышает 35% россиян.

По мнению Роспотребнадзора, новая система поможет быстрее сориентироваться в ассортименте продуктов.

В течение 2017 года шло обсуждение соответствующего законопроекта. В случае его одобрения первые варианты маркировки появятся уже в феврале 2018-го, а запуск системы состоится весной. Для производителей участие в проекте на протяжении переходного периода будет добровольным.

Преимущества информирования

Красная маркировка может появиться на бургерах, хлебобулочных изделиях, консервах, перемороженных товарах. Зеленая метка, свидетельствующая о безвредности, будет ставиться на фруктах, овощах, мясе.

Также маркировка поможет разобраться в составе продуктов: его описания бывают нечитабельными из-за мелкого шрифта, и в них часто используются непонятные широкой публике термины.

По данным опроса Национального исследовательского центра «Здоровое питание», свыше 70% покупателей читают этикетку. 90% смотрят срок годности, а 63% — дату производства и состав. 27% жалуются на мелкий шрифт.

«Важно не только контролировать срок годности продуктов, дату изготовления и вес упаковки... Нужно, чтобы наше население имело возможность следить за составом продуктов, чтобы люди внимательнее относились к питательной ценности, избегали повышенного содержания насыщенных жиров и обходили стороной трансжиры», — считает руководитель центра «Здоровое питание» Олег Медведев.

Идея маркировки вредности продуктов не нова и вписывается в мировую практику. В Финляндии масштабная информационно-просветительская кампания по сокращению потребления соли проводится с 1970-х гг. Постановление правительства о введении маркировки было принято в 1993 г. Эти меры привели к снижению потребления натрия, основным источником которого является поваренная соль, на 40%, к уменьшению среднего показателя артериального давления и сокращению смертности от инсульта на 80%.

Кампания по снижению потребления соли проводилась в Великобритании с 2003 г., а добровольную систему светофорной маркировки в стране ввели в 2006 г. В государствах Евросоюза она используется с 2014 г. Также она действует и в США. Несмотря на принцип добровольности, многие компании перешли на новую систему, стремясь завоевать покупательскую лояльность.

Нет простых решений

Однако у «светофора» немало противников. Так, министр продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей ФРГ Хорст Зеехофер раскритиковал маркировку. По его мнению, в сознании покупателей она искусственно разделяет продукты на «хорошие» и «плохие», не учит людей оценивать качество пищи и самостоятельно корректировать рацион, мешает осознанному выбору.

Специалисты в странах, где принята маркировка, отмечают, что она является вспомогательным фактором и не может изменить устоявшиеся привычки. Так, в Великобритании, согласно данным опроса, 3 из 4 респондентов не отказываются от покупки продуктов с красной меткой, несмотря на их потенциальный вред и высокую калорийность.

Распространено мнение, что маркировка может вызвать обратный эффект. В этом месяце британская компания A. G. Barr, производитель напитка «Айрн-Брю», объявила о своем решении вполовину уменьшить содержание в нем сахара и, соответственно, снизить калорийность. Инициатива компании вызвала бурю протестов у поклонников напитка. Они кинулись раскупать газировку и даже создали петицию «Руки прочь от нашего «Айрн-Брю».

Маркировка вредности не остановит любителя фастфуда или заядлого сладкоежку. Но и для тех, кто живет за чертой бедности (а таких россиян, по официальным данным, более 20 млн человек), светофорная система, скорее всего, тоже ничего не изменит: они покупают дешевые, низкокачественные продукты, потому у них нет денег на здоровые. В этом случае красная маркировка будет лишней, если не сказать стрессовой.

Производители также критикуют стратегию Минздрава по делению продуктов на «здоровые» и «вредные». Понятно, что они опасаются за репутацию в глазах покупателей и за потерю конкурентоспособности (в том числе и с западными производителями).

Нужна тщательная подготовительная работа

Минздрав не учел некоторые пожелания игроков рынка, связанные не только с коммерческими соображениями. В частности, производители обращают внимание, что под определение «вредных» могут попасть молочные продукты с высокой жирностью, масла, орехи, рыба, которые содержат полезные для организма жиры.

Часть экспертов опасается, что введение маркировки повлечет за собой фальсификацию сведений. Поэтому любым переменам должна предшествовать большая подготовительная работа, считает генеральный директор «Росконтроля» Вадим Гитлин. Прежде всего, нужно провести независимую оценку продуктов. По его словам, из 20 000 проверок заявленных производителями составов в 60% случаев были выявлены нарушения.

По мнению председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирины Гехт, маркировка вредности сработает только в том случае, если в стране будет выстроена строгая система контроля качества продуктов и появятся четкие критерии. С этим согласен советник руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Алексей Алексеенко: «Надписи на упаковках просто могут быть нечестными. Бывали случаи, когда на упаковке сока была надпись „ГОСТ“, однако при изучении выяснялось, что этот ГОСТ выдавался на холодильники».

Поскольку даже среди ученых нет четкого понимания того, какая пища вредна, а какая полезна, производственная маркировка «светофором» не должна безапелляционно приниматься покупателем и быть единственным источником информации о полезных свойствах продуктов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Елена Матвеева