«Год экологии принизил важность других аспектов устойчивого развития»

В чем разница между экологическим образованием и образованием в области устойчивого развития, как университетам внедрять «зеленые» знания, и почему Россия практически не участвует в международных переговорах по этой проблематике? На эти вопросы в интервью «+1» отвечает эксперт Программы развития ООН (ПРООН), директор Института стратегии устойчивого развития Ирина Шмелева

 Директор Института стратегии устойчивого развития Ирина Шмелева
Директор Института стратегии устойчивого развития Ирина Шмелева
Фото из личного архива И. Шмелевой

— Чем сегодня занимается Институт стратегии устойчивого развития (ИСУР), и какое место в его деятельности принадлежит экологическому образованию?

Основная миссия института — объединение усилий экспертного сообщества Санкт-Петербурга и северо-запада в продвижении идей и целей нового, устойчивого междисциплинарного мышления, международного сотрудничества и взаимопонимания. И, конечно, просвещение граждан в этой сфере, особенно молодежи.

Образование в области устойчивого развития играет ведущую роль в нашей деятельности еще и потому, что моя вторая жизнь связана с преподаванием в Институте дизайна и урбанистики Университета ИТМО. Я читаю студентам магистратуры курс по устойчивому развитию городов — его слушатели всегда приглашаются к участию в проектах АНО ИСУР.

Важно отметить, что в российском дискурсе происходит подмена понятий. Очень часто образование для устойчивого развития называется экологическим образованием, либо сжимается до его рамок. Отметаются экономический и социальный аспекты устойчивого развития.

Деятельность института в большей степени концентрируется на идее взаимосвязи и взаимозависимости, этого триединства экологических, экономических и социальных аспектов, продвижения ЦУР и системного видения проблем.

Первый проект нашего института «Социальные науки и практика для устойчивого развития» стартовал в 2014 году. Среди приглашенных экспертов были специалисты в области экологической и «зеленой» экономики, антропологии и социологии, политологии, психологии, городских исследований, системного анализа и в том числе экологии.

— Какие темы рассматриваются в рамках УР и экологии — в чем именно заключается разница?

Образование в области устойчивого развития предполагает системное видение проблем взаимодействия человека с окружающей средой на всех уровнях — локальном, региональном и глобальном. В этом случае затрагиваются не только экологические аспекты, но также социальные и экономические, заложенные в основу концепции, в том числе культурные, институциональные и управленческие. Принятые в 2015 году ЦУР и разработанные их рамках задачи и индикаторы затрагивают все перечисленные аспекты.

В принципах образования для устойчивого развития ЮНЕСКО отмечены непрерывность образования, образование для всех, образование на протяжении всей жизни, предоставление знаний, необходимых для осуществления жизнедеятельности в гармонии с окружающей средой и ответственного отношения к последствиям своей деятельности и поведения, выработка навыков соучастия в жизни общества, а также активной жизненной позиции по отношению к тому, что происходит в твоем доме, городе, регионе, стране и на планете в целом.

Сужение вопросов образования и просвещения в области устойчивого развития до одного из аспектов наносит непоправимый урон.

Образование в области устойчивого развития предполагает системное видение проблем взаимодействия человека с окружающей средой на всех уровнях — локальном, региональном и глобальном

— Стал ли прошедший в 2017-ом Год экологии толчком к развитию экообразования и образования в области устойчивого развития в России?

Что касается Года экологии, выбор такого узкого термина принизил важность других аспектов устойчивого развития и продвижения ЦУР в России. Хотя, безусловно, прошло множество успешных тематических мероприятий.

Тем не менее я не вполне разделяю идею, что тематический год — экологии, культуры или чего бы ни было — может продвинуть решение серьезной проблемы. Здесь нужны системное видение, долгосрочные оценки и каждодневная работа.

Директор Института стратегии устойчивого развития Ирина Шмелева
Директор Института стратегии устойчивого развития Ирина Шмелева
Фото из личного архива И. Шмелевой

— 20 декабря 2002 года Генассамблея ООН приняла решение о проведении с 1 января 2005 года «Десятилетия образования в области устойчивого развития». Следующим этапом стала принятая в 2013 году на 37-ой сессии генеральной конференции ЮНЕСКО «Глобальная программа действий по образованию в интересах устойчивого развития». Какой отклик получили эти инициативы в России?

После конференции в Нагое в 2014 году была опубликована карта всех образовательных центров, которые появились в мире по итогам десятилетия образования для устойчивого развития ЮНЕСКО. Пространство России на ней — чистое, но представлено огромное число больших и маленьких точек по всему миру. Это очень яркий и показательный пример.

В конце 2016 года я участвовала в региональной конференции ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития и городам и была единственным участником от России. В 2017 году в Германии на Саммите по устойчивому развитию, посвященном университетскому образованию в этой сфере, была идентичная ситуация.

Многие университеты мира сейчас развивают Центры устойчивого развития и продвигают соответствующие образовательные программы. А у нас таких центров пока нет. Программы в отдельных предметных областях существуют, но целенаправленная систематическая работа не ведется. Многие города мира вступили в Ассоциацию обучающихся городов, продвигающих цели устойчивого развития. У нас пока этой инициативы, увы, нет.

В области российского школьного образования примерно та же ситуация. Есть лишь отдельные программы и группы энтузиастов.

— Можно ли сказать, что как минимум на уровне российских университетов все же происходит определенный сдвиг, пример чему — с каждым годом набирающий популярность фестиваль «ВузЭкоФест»?

Отдельные успехи и инициативы есть. Молодое поколение хочет жить в комфортной среде и осознает ответственность за окружающую среду. Необходимо всячески приветствовать студенческие инициативы по продвижению экологически ответственного образа жизни — например, раздельный сбор отходов на факультетах.

С целью популяризации этих идей наш институт в рамках недели Германии в Санкт-Петербурге в прошлом году провел большую международную конференцию по теме устойчивого, «зеленого» развития университетских кампусов и международный тренинг в Университете ИТМО, посвященный этим же темам.

Но, как я уже сказала, этого недостаточно. Необходимо создание Университетских центров по устойчивому развитию, которые будут поддерживать и образовательные программы, и проекты и инициативы студентов, как это сделано во многих университетах Германии, Канады, США, Китая, Израиля.

Беседовала Татьяна Кондратенко