Бизнесмены ищут активистов для создания социальных партнерств в регионах

Предприниматели и представители НКО обсудили опыт реализации совместных проектов на конференции в Санкт-Петербурге

Wikipedia/Георгий Долгопский

Совместные проекты с активными гражданами являются ключевым фактором развития корпоративной социальной ответственности (КСО) в регионах. К такому выводу пришли эксперты на конференции «Корпоративная социальная ответственность: практики российских регионов», которая прошла в Санкт-Петербурге.

Участники мероприятия — предприниматели и представители НКО — обсудили опыт реализации совместных проектов.

«Для КСО в регионах важны стратегия и „горящие“ глаза, а также понимание всеми партнерами и сторонами, что у подобных программ всегда есть две основы: моральная (сделать что-то хорошее) и экономическая (тот факт, что подобные программы выгодны и для самого бизнеса)», — сказал директор Центра корпоративной социальной ответственности PricewaterhouseCoopers Высшей школы менеджмента СПбГУ Юрий Благов.

Долгие поиски

Участники конференции отметили, что работа бизнеса в области КСО в регионах сопряжена с целым рядом трудностей. Среди них — поиск партнерских организаций гражданского общества, недопонимание со стороны органов местной власти, пассивная позиция населения, прежде всего промышленных и моногородов, низкий уровень доверия к гражданским инициативам в целом.

«В регионах довольно непростая ситуация с пониманием КСО — где-то принципы КСО вообще неизвестны, где-то мы сталкиваемся с совсем другой трактовкой понятия», — рассказал директор по благотворительности и внутренним коммуникациям табачной компании JTI в России Александр Архипов.

Первая проблема, по мнению экспертов, заключается в том, что найти партнерскую НКО довольно сложно. «Можно долго искать местные НКО, но так и не найти. Кроме того, из головного офиса не всегда видны местные инициативы, качество и уровень их работы. В результате многие компании пытаются „заманить“ федеральную НКО в регион для реализации той или иной программы», — признал Александр Архипов.

Вместе с тем подобная ситуация во многом вызвана недостаточным участием бизнеса в институциональном развитии НКО. Причем речь идет о финансовой поддержке самой организации, а не только ее программной или проектной работы. Несмотря на это, эксперты в большинстве регионов отметили рост числа гражданских инициатив, а также развитие НКО и программ их сотрудничества с бизнесом.

Вторая проблема развития КСО в регионах — трудности во взаимодействии с органами власти и низкий уровень доверия населения к любым социальным или гражданским инициативам. По словам Александра Архипова, самое сложное — должным образом аргументировать местным властям важность выбранной темы.

Исполнительный директор частного фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова подтвердила, что органы местной власти зачастую с «подозрением» относятся к интересам компаний в области КСО, не понимая мотивации бизнеса реализовывать социальные программы. Эксперт предложила компаниям «не продуцировать лишнюю работу для властей», а «реализовывать те же задачи, что и местная госполитика в регионе».

Еще одним способом улучшения взаимодействия с местной властью является создание совместных проектов. Одним из таких проектов станет Агентство развития Норильска (совместная инициатива «Норникеля», администрации города и Фонда Потанина), которое будет развивать непроизводственный сектор услуг в городе, в том числе туризм и сферу питания. Директор департамента социальной политики «Норникеля» Светлана Ивченко рассказала, что эксперты будущего агентства будут знакомиться с опытом Череповца — аналогичный проект был уже реализован в городе при поддержке «Северстали».

Более гибкие формы работы

Представители компаний, говоря о КСО-практиках в регионах, приводят в пример грантовые конкурсы для НКО, социальных предпринимателей, студентов и молодежи. Другой формат работы — создание социально-экономических партнерств совместно с местными властями и представителями локальных сообществ. Компании также заинтересованы в совместном управлении проектами с НКО и общественными инициативами.

«Бизнес обеспечивает поддержку взаимодействия между местными сообществом и властью с целью выявления проблем и способов их решения», — считает директор по социальной политике и корпоративным коммуникациям УК «Металлоинвест» Юлия Мазанова.

Эксперты сходятся во мнении, что для дальнейшего развития КСО в регионах важным будет появление фондов или ресурсных центров местных сообществ, с которыми можно будет развивать более долгосрочное сотрудничество. В качестве примера Юлия Мазанова привела школы социального проектирования для подростков, где они учатся придумывать, реализовывать проекты и управлять ими. «Дальше они могут уехать на учебу в крупный город, но нам крайне важно, чтобы они вернулись», — отметила эксперт.

Директор департамента КСО «МТС» Елена Серегина также рассказала о различных региональных программах поддержки молодых студентов и предпринимателей. Так, в Томске компания поддерживает проект в области телемедицины, в Красноярске — проект в области экологических инноваций, в Санкт-Петербурге — проект оповещения родственников или вызова скорой помощи для пожилых людей или детей при помощи телефона, часов или специального кулона «Кнопка жизни». Ряд практиков из области КСО подчеркивают важность разнообразия применяемых форм работы.