«Бизнес-модель социального проекта может быть сделана на коленке. Нужны душа и идея»

Ольга Рябова, независимый эксперт премии +1 «Визионеры. Управление изменениями», рассказала о природе явления социального предпринимательства, критериях оценки проектов и о том, где молодым стартаперам найти деньги.

Ольга Рябова
Ольга Рябова
Фото предоставлено спикером

Чем социальное предпринимательство отличается от благотворительной деятельности?

Единого определения социального предпринимательства нет. Мне ближе следующее: это предпринимательская деятельность, направленная на смягчение либо решение социальных проблем. Это устойчивый, как минимум безубыточный бизнес, практически всегда инновационный. Основатель фонда «Ашока» Билл Дрейтон, который распространил понятие социального предпринимательства оперирует понятием «социальный предприниматель». Это человек, который изменяет среду вокруг себя. Наверное, тут есть особый смысл. Явление эволюционирует настолько стремительно, что ученые даже не успевают детально изучить его. Логично, что вместо того, чтобы искать итоговый термин, лучше выявить закономерности, которые помогут явлению развиваться.

Для меня «лакмусовой бумажкой» отношения проекта к категории социального предпринимательства является честный ответ основателя на вопросы — зачем и почему он его создал. Сменит ли человек, который сегодня, скажем, занимается домами престарелых, направление, если завтра появится госпрограмма поддержки, к примеру, приютов для бездомных животных с большим бюджетом? Или он будет продолжать работу над проектом, пока не решит проблему? Если переключится, то это скорее бизнес в социальной сфере. Такая деятельность хорошая, правильная и нужная, но это не социальное предпринимательство.

Что касается отличия именно от благотворительной деятельности, то внутри социального предпринимательства моторчиком работает экономический механизм, позволяющий проекту стоять на ногах без постоянного дотирования со стороны доноров.

Как вы видите портрет современного социального предпринимателя?

Это обязательно человек с горящими глазами, большим и беспокойным сердцем. Когда с ним общаешься — чувствуешь, как он светится, заряжаешься от него энергией. Человек с искрой, идеей, болью — личной или связанной с его окружением. Плохой человек, по моему убеждению, не может быть социальным предпринимателем.

Получается, всегда есть личная история?

Всегда. Вовсе не обязательно, чтобы человек сам болел, выздоровел и пошел что-то делать. Но я не видела проекта, который бы возник без трогающей за душу предыстории. Это может быть боль за родную деревню, которая умирает, за бездомных животных, за людей, которые остались без чистой воды, энергии, воздуха, за дедушек и бабушек, которые живут в нищете. И пока создатель проекта эту боль не смягчит или не вылечит до конца, он продолжает работать именно с ней.

То есть, навыки ведения бизнеса ничего не стоят без сердечного порыва?

Если человек не горит идеей, то ничего не выйдет. Но если есть сердечный порыв, который не дает спать по ночам, человек обучится всему. Закрыть пробелы поможет команда единомышленников и волонтеров. В проектах социального предпринимательства бизнес-модель может быть сделана на коленке или вообще отсутствовать. Но если в них есть душа и цель, они будут успешно реализованы.

На ум приходит пример Charity Shop Дарьи Алексеевой. Она же и начинала как социальный предприниматель?

Она и сейчас им является. Впервые я услышала о Даше в 2010 году, когда фонд «Наше будущее» и Финансовый университет проводили Студенческий конкурс идей проектов в сфере социального предпринимательства «Импульс будущего» От участников требовалось только презентовать свою идею. Даша тогда оказалась в числе лучших с проектом «Агентство оригинальных туристических услуг ExploRUS». Позже она приняла участие в конкурсе Social Impact Award уже с Charity Shop. Мне было очень жаль тогда, что проект не победил. Но уже на следующий день Даша пошла и зарегистрировала ИП, чтобы запустить Charity Shop.

Почему не выстреливают некоторые сильные проекты? Например, в этом же конкурсе Social Impact Award была представлен проект питерской пекарни, цель которого — помощь детям с различными заболеваниями.

Да, это была благотворительная пекарня «Легко и просто», которая вместе с воспитанниками Павловского детского дома тестировала приготовление булочек с корицей из разного теста, чтобы найти лучший рецепт. На примере этого проекта видно, что каким бы сильным не был лидер, без команды поддержки не обойтись. Основательница проекта готовилась стать мамой, и она просто не смогла бы совмещать материнство и ведение дела.

Развалить проект может и потеря мотивации. Но и здесь есть свой плюс: это некий краш-тест на выживаемость идеи. Хорошо, если это случится до того, как проект начнет реализовываться в полной мере. Намного сложнее будет потом заставлять себя продолжать работу, которая не вдохновляет.

Было и такое, что проект сворачивался из-за слишком разношерстной команды: люди просто не подошли друг другу, не смогли сработаться.

Где социальным предпринимателям искать деньги?

Мировые эксперты по предпринимательству часто оперируют понятием «трех F» — friends, family, fools. Это люди, которые поверили в тебя и твою идею и вложились финансово.  «Fools» (дураки — прим. авт.) — условное название. Они своего рода визионеры, готовые поддержать идею, которая на первый взгляд кажется нереализуемой.

Существуют различные конкурсы и гранты. Но я бы посоветовала действовать аккуратно: грантовые средства создают иллюзию легких денег. Многим кажется, что главное — грамотно составить заявку и красиво все оформить. На деле многие проекты сталкиваются со сложной и трудоемкой системой отчетности. Часть основателей проектов впоследствии считает, что подготовка и предоставление необходимых документов обходится дороже, чем полученные деньги.

Стоит изначально понять, что гонка за грантами — палка о двух концах. Гранты не бесплатны. Они стоят времени, иногда, кстати, и дополнительных денег, нервов, эмоций, возможно, определенных ограничений в свободе развития проекта — если грантовые деньги выделены на определенные цели. Знаю немало ситуаций, когда грантовые деньги очень помогли. Однако не меньше случаев, когда сознательный отказ от подачи на грант позволил придать проекту новый виток в развитии. Главное здесь — это идея. Деньги — лишь один из возможных источников ее реализации.

Беседовала Елена Матвеева