Арктика. Вечное сияние чистого Севера

Сможет ли Россия, имея большие планы по освоению Арктики, сохранить самую хрупкую в мире экосистему

Общество 22 мин на чтение Добавить в закладки

Арктика. Начало

В эти летние дни в порту Мурманска можно посмотреть на единственную в мире плавучую атомную станцию — судно «Академик Ломоносов». Его построили в Санкт-Петербурге. В мае «Ломоносов» прибыл в Мурманск, здесь его заправят ядерным топливом. Затем судно отбуксируют к берегам Чукотки. АЭС будет снабжать электроэнергией Чукотку, в первую очередь город Певек.

Арктика имеет громадное значение для России как источник ресурсов: именно северный макрорегион обеспечивает нашей стране мировое лидерство по добыче полезных ископаемых.

С ней же связаны и надежды России, воспользовавшись преимуществами своего географического положения, создать арктический транспортный коридор, который позволит получать выгоды от так называемой «транзитной экономики».

Арктика. Назад в будущее

Северный морской путь — проект, задуманный еще в царское время, но тогда, в отличие от Транссиба, не реализованный. Проект реанимировали Советы после того, как у СССР появился флот атомных ледоколов. Но оказалось, что судами дело не исчерпывается: нужны порты, терминалы, жилье, дороги. Инфраструктура стоила дороже флота, и Севморпуть оставался скорее пропагандистским символом. Официально он существовал, но использовать его было дорого и неудобно, и с развалом СССР о нем забыли. Сегодня проект стремительно возрождается как ответ китайской мегапрограмме «Шелковый путь». КНР выстраивает сухопутный коридор через азиатские страны в Европу.

Россия официально в стороне не осталась, но де-факто в этом проекте роль России подчиненная. Севморпутем сегодня пользуются «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Норникель». На долю последней компании приходится около трети всего грузопотока. Объем перевозок постоянно растет: с 3 млн тонн в 2011 году до 10,7 млн тонн в 2017 году. Но это происходит за счет использования российских маршрутов: транзитным путем Севморпути в навигацию проходит всего 25-30 судов. Увеличение транспортного потока стоит ожидать после завершения строительства порта Сабетта на Ямале, который возводит государство. Не меньшую роль играет и оживление отечественного судостроения: на государственные инвестиции закладываются верфи в Приморье и на западе страны. Перспективы развития Севморпути колоссальны. Северный путь из Европы в страны АТР займет всего лишь 14 тыс. км против 23 тыс. км через Суэцкий канал. Но инвестиции требуются колоссальные.

Арктика. Эффект бабочки

Арктика — самый сложный регион с точки зрения климатических условий.

В советские годы арктические низкие температуры, короткое лето, огромные территории без инфраструктуры, вечная мерзлота, затрудняющая любое строительство, — все эти особенности региона воспринимались покорителями советского севера как вызов, на который нужно ответить. «Сломать» природу, покорить ее, преобразовать под человека.

Природа не смогла справиться с таким «отношением» без последствий для баланса арктической экосистемы. Исследования последней четверти XX века доказали, что Арктика — это климатическая «мастерская» мира, а последствия нарушения баланса этой замкнутой экосистемы выходят далеко за рамки собственно Арктики.

Как Арктика влияет на климат Африки
Арктика. Большой куш

На криосферу (места с преобладанием снежного и ледяного покрова) приходится лишь 2% площади планеты, но именно ее состояние критично для климата в целом. Во-первых, «блестящая» (если смотреть на нее из космоса) Арктика создает баланс поглощения и отражения солнечной радиации. И если льды в Арктике начинают таять, в Африке становится холоднее. Во-вторых, именно из Арктики поступают в океан основные запасы пресной воды, которые формируют мировые течения, напрямую определяющие климат для миллиардов людей. Наконец, данные последних исследований говорят о том, что Арктику трудно нагреть (для повышения ее температуры требуется больше энергии, чем в средних и низких широтах), но, если уж это случилось, последствия потепления Арктики становятся необратимыми. Таяние ледников приводит к затоплению прибрежных территорий и островов по всему миру. И у человечества пока нет технологий, которые смогли бы остановить приближающуюся катастрофу.

Современная экономика существует на стыке индустриальной и постиндустриальной модели развития. Этот стык, даже перелом, хорошо виден в Арктике.

С одной стороны, появляется все больше «гуманитарных» моделей освоения Арктики.

В этих моделях Арктика мыслится как «территория знаний», регион, где ученые будут создавать новые технологии. Как место для экологического туризма. Как территория сохранения быта и традиций коренных народов севера. Пока не совсем ясно, почему новые технологии стоит создавать именно за Полярным кругом, и как удастся привлечь в удаленные северные регионы туристов. Как все это, в свою очередь, отразится на экосистеме Арктики.

С другой стороны, компании продолжают активное промышленное освоение Арктики. Принципы экологической и социальной ответственности постулируются в отчете каждой крупной компании, добывающей здесь ресурсы: концепция «победы над природой» осталась в советском прошлом. Но многие экологи продолжают считать, что даже ответственное и щадящее освоение ресурсов губительно для экосистемы арктического макрорегиона.

Пока же доходы арктических регионов России формируются на базе «осознанной индустриальной» эксплуатации ее ресурсов. Наукоградов все еще нет, как нет и существенного туристического потока. А вот добыча и обработка богатейших ресурсов продолжается. Сделать эти процессы как можно более экологически нейтральными — основной вызов для государства и бизнеса. Ведь Арктика, наряду с Дальним Востоком, который объявлен несколько лет назад территорией опережающего развития, сегодня по сути превратилась в громадную стройку. Несколько глобальных проектов здесь уже реализуется, еще больше — в планах.

Арктика: стройки века

— Модернизация порта Мурманска: порт станет хабом мирового уровня, частью транспортной системы Север-Юг;

— Строительство глубоководного терминала порта в Архангельске и связанной с ним железной дороги Архангельск — Сыктывкар — Соликамск — Пермь;

—Терминал «Ворота Арктики» на Ямале обеспечит отгрузку нефти на танкеры;

— Железная дорога Белое море — Коми — Урал;

— Завод по сжижению газа на Ямале «Арктик СПГ2»;

— Самая северная железная дорога в мире Бованенково— Сабетта на Ямале;

— Строительство моста через Обь возле Сургута.

Арктика. В погоне за счастьем

В плановой советской экономике ответственность за северные территории несло государство, которое сформировало модель «заселения» Арктики. Вахтовый метод здесь практиковался только по необходимости и мыслился временным решением. Для осуществления плана «заселения» Арктики в СССР построили самые северные «мегаполисы» мира (по меркам Арктики) — Норильск и Мурманск, проложили самую северную на тот момент железную дорогу — в Воркуту с ответвлением на Лабытнанги. Проблему низкого качества жизни в советских арктических «мегаполисах» решали через северные надбавки. Предполагалось, что бонус к зарплате примирит людей с бытовыми неудобствами и поможет перенести тяготы сурового климата. По факту в СССР сработал «медленный вахтовый метод»: отработав 10-15-20 лет и накопив деньги, люди уезжали.

В современной рыночной экономике государство, по сути, перекладывает ответственность за качество жизни в регионе на компании. Это ситуация является следствием приватизации госпредприятий, которая произошла в 1990-х. По мнению властей, они как бы передали бизнесу в наследство обязательства по восстановлению нарушенного экологического баланса и развитию территорий. Справедлив ли такой подход — тема отдельного материала.

Читайте далее: Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Гринпис России, констатирует, что кроме промышленных компаний об экологии в Арктике не заботится никто

Сложность развития арктических территорий сегодня в том, что старые методы управления человеческим капиталом больше не работают. Если в СССР люди готовы были жить в палатке посреди тайги, строя очередной БАМ, то сегодня специалисты и рядовые работники требуют, кроме денег, высоких стандартов качества жизни в городах присутствия компании. Люди больше не готовы выходить на пенсию с деньгами, но с «букетом» хронических заболеваний — даже если она наступает значительно раньше (что сейчас все более актуально), чем у жителей неарктических регионов.

Сегодня в приоритете у людей — не только достойная зарплата. Она идет в одном пакете с перечнем благ, среди которых — развитая социальная инфраструктура и здоровая экологическая обстановка за окном. Вместе с остальным миром Россия постепенно переходит в стадию постиндустриальной экономики, но, как это происходит и у других стран с добывающей экономикой, она не может сделать это в одночасье. ВВП страны все еще на 48% определяется доходами от экспорта углеводородов. По утверждению правительства, государство реализует «трансферт сырьевых доходов в технологии». Пусть так, но это не быстрый путь.

Читайте далее: Север – территория свободы

Пока же отток населения из Арктики продолжается. По данным Росстата, за последние 5 лет арктические регионы покинуло 130 тыс. человек. Профессор Университета Джорджа Вашингтона Марлен Ларюэль в недавно вышедшей книге «Новая мобильность и социальные изменения в российских арктических регионах» пишет, что «за период 1993-2009 годов население Арктики уменьшилось на 15,3%»

Арктика. Новые времена

Задачи государства сформулированы в Госпрограмме развития Арктики. Еще лет десять назад подобные документы критиковали за низкую эффективность. Тогда это были программы-пожелания, если не сказать — декларации. Сегодня, благодаря механизму государственно-частного партнерства, госпрограммы стали по сути инвестпрограммами. Они предусматривают выделение бюджетных средств при обязательном софинансировании со стороны частного капитала. Участие государства в этой модели становится для бизнеса гарантией безопасности и возврата инвестиций.

Осенью прошлого года арктическую госпрограмму продлили до 2025 года и документ был существенно обновлен.

От внедрения технологий — до уборки тундры от мусора. Основные задачи Госпрограммы развития Арктики в области экологии:

— сохранение биоразнообразия за счет создания и расширения особо охраняемых природных территорий (нацпарки, заповедники, природные заказники и др.) и акваторий с постоянным мониторингом состояния биосферы;

— ликвидация накопленного экологического ущерба (например, уборка территорий от мусора и утилизация отходов индустриальных предприятий);

— внедрение на промышленных предприятиях наилучших доступных технологий и оборудования для экологического мониторинга;

— разработка экономических механизмов (например, углеродной отчетности и платы за выбросы парниковых газов), побуждающих бизнес снижать воздействие на окружающую среду.

Госпрограмма предусматривает выделение на социальное развитие и экологические программы 209 млрд рублей до 2020 года.

Для того чтобы понять, как изменилась социальная и экологическая политика компаний, включенных в госпрограмму развития Арктики, мы изучили ключевые показатели из нефинансовых отчетов «Норникеля», «Лукойла» и «Газпрома» за 2014-2016 годы.

«Норникель»

Заполярный филиал в Норильске, Красноярский край. Кольская ГМК в Мончегорске, Мурманская область.

Ключевые проекты и достижения в области охраны окружающей среды Экологическая программа «Норникеля» рассчитана на период до 2023 года (ее первый этап реализован к 2016 году). Целевые показатели — сократить выбросы диоксида серы в Норильском промышленном районе на 75% к 2023 году, в поселке Никель — на 50% к 2019 году. В центре программы стоит так называемый Серный проект, который предусматривает перестройку целого ряда циклов и производств в целях снижения выбросов загрязняющих веществ. По данным компании, в 2017 году капитальные вложения в Серный проект составили 2,2 млрд руб., весь проект оценивается в 163,8 млрд руб. (2,6 млрд долл. по курсу на 25 июня). Другие знаковые экологические проекты:

— Закрыт никелевый завод в Норильске. В результате остановки одного из самых грязных производств страны выбросы диоксида серы в жилой зоне Норильска снизились на 30%.

— На обогатительной фабрике в городе Заполярный ликвидирована старая производственная линия по подготовке медно-никелевого сырья. Данная мера позволила снизить выбросы диоксида серы с 42 тысяч до 1,4 тысячи тонн в год.

— Переоборудована Таланахская обогатительная фабрика. В результате реновации удалось предотвратить риск загрязнения подземных и поверхностных вод промышленными отходами.

— На Кольской производственной площадке внедрена технология, исключающая загрязнение воды. Это позволило повысить объем ее вторичного использования.

— На Медном заводе запущена технология утилизации газов плавильных печей. Благодаря этому стало возможно вторичное использование газов без допущения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.

— На Надеждинском металлургическом заводе в ближайшее время будет смонтировано оборудование для улавливания сернистых выбросов. Как следствие — в Норильске повысится качество воздуха.

Ключевые проекты и достижения в области социального развития

«Норникель» содействует обеспечению занятости жителей арктических регионов. Профориентационные мероприятия, нацеленные на детей и молодежь в возрасте до 35 лет, являются частью стратегических документов Красноярского края и Норильска до 2020 года. После закрытия Никелевого завода компания развернула программу переобучения и трудоустройства сотрудников, которые получили места в других подразделениях компании. В рамках программы «Мир новых возможностей» «Норникель» поддерживает социальные инициативы, направленные на решение общественных проблем, и оказывает институциональную поддержку благотворительным организациям и НКО. Со средним и малым бизнесом компания работает на площадке Агентства городского развития Норильска, цель которого — поддержка проектов, улучшающих городскую среду и создающих условия для предпринимательской деятельности. Программа корпоративного волонтерства «Комбинат добра» помогает совершенствовать компетенции и навыки сотрудников.

Компания активно инвестирует в развитие спорта. Среди проектов этого направления — возведение спортивной инфраструктуры и подготовка волонтеров в качестве генпартнера Зимней универсиады 2019 в Красноярске, спонсорская поддержка Чемпионата мира по лыжным гонкам в Мончегорске и общероссийского проекта «Мини-футбол — в школы».

Выводы

Результаты деятельности «Норникеля» в вопросах охраны окружающей среды и социального проектирования показывают, что компания является драйвером развития арктических территорий. По итогам 2016 года достижения компании были отмечены экспертами РСПП — Гран-при в номинациях «За экологическую ответственность» и «За поддержку и развитие социального предпринимательства» конкурса «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность» — и составителями IX рейтинга «Лидеры корпоративной благотворительности», в котором программа «Мир новых возможностей» стала одним из победителей в номинации «Лучшая программа, направленная на продвижение идей благотворительности в обществе».

Инвестиции в перевооружение предприятий приводят к тому, что производства «Норникеля» становятся «замкнутыми». Компания наращивает использование своих отходов и ресурсов, снижая воздействие на окружающую среду. Например, 85% воды, которая попадает в контур предприятия, используется повторно. Если еще недавно из труб предприятий валил рыжий дым, который экологи называют «лисьи хвосты», то сегодня диоксид серы, придающий такую окраску летучим продуктам горения, перерабатывается и применяется на различных этапах производственного цикла.

ПАО «Газпром»

ООО «Газпром добыча Надым» (г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ)

OOO «Газпром добыча Ноябрьск» (г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ)

OOO «Газпром добыча Уренгой» (г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ)

ООО «Газпром добыча Ямбург» (г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ)

Сложность управленческой структуры «Газпрома» не позволяет максимально полно представить арктические предприятия компании. Так, добычей углеводородов занимаются сразу несколько дочерних структур: основные из них нанесены на карту. Магистральные газопроводы и транспортную инфраструктуру строят другие подразделения. Также в Арктике работают компании, в которых «Газпрому» принадлежит лишь доля — например, OOO «Севернефтегазпром». Кроме того, «Газпрому» принадлежит компания «Газпромнефть», имеющая свою управленческую структуру и реализующая проекты в Арктике.

Биологическое разнообразие

Газпром реализует на постоянной основе программу по сохранению биологического разнообразия в Арктике. Она разработана с помощью ФГБУ «Национальный парк “Русская Арктика”», Совета по морским млекопитающим и с учетом предложений Минприроды России и Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России. Компания с помощью профильных НИИ изучала экосистему Обской губы с целью ее восстановления и финансировала мониторинг флоры и фауны полуострова Ямал (совместно с Уральским отделением РАН), а также исследования методов наиболее быстрого восстановления тундры (совместно с Тюменским государственным университетом).

Выводы

«Газпром» последовательно наращивает инвестиции в охрану природы, снижает число образующихся отходов и повышает использование попутного нефтяного газа, что позволяет уменьшать выбросы парниковых газов. Компания внимательно следит за воздействием своих производств на биоразнообразие и совместно с ведущими российскими экологическими организациями сокращает ущерб за счет внедрения передовых природоохранных практик и технологий.

В сфере социальной ответственности Газпром является одной из немногих российских компаний, реализующих программы по всем направлениям, которые принято относить к данной тематике. Компания создает рабочие места в регионах присутствия, оказывает помощь ветеранам, людям с ограниченными возможностями, реализует программы поддержки коренным малочисленным народам Севера. Программа «Газпром-Детям» позволила построить и реконструировать в субъектах крайнего Севера ряд оздоровительных комплексов и стадионов. Компания реализовала систему мониторинга здоровья и социального благополучия своих сотрудников, осуществляет жилищное строительство для своих работников, в том числе в регионах Крайнего Севера.

В то же время в годовом отчете за 2017 год, в разделе «социальная и экологическая ответственность» регионы Арктики не выделены. Так, расходы на программу «Газпром — Детям» по регионам Арктики «зашиты» в графу «другие регионы» (25% от общего объема расходов на программу). Отсутствуют финансовые данные по этим и другим социальным программам, в том числе по программе поддержки коренных малочисленных народов Севера. Важнейшая роль компании для регионов Севера не вызывает сомнения. В то же время сама компания недостаточно освещает свою деятельность в арктических регионах.

«Лукойл»

OOO «Лукойл Коми» (г. Усинск, республика Коми) Компания занимается геологическим изучением, разведкой, поиском и добычей углеводородов, реализацией и транспортировкой нефти, газа и продукции газопереработки в республике Коми и Ямало-Ненецком автономном округе.

OOO «Лукойл-Западная Сибирь» (г. Когалым, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) Предприятие работает на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края.

Биологическое разнообразие и благотворительность

В 2015 году компания приняла программу по сохранению биоразнообразия в Арктической зоне. Недавно прошел тренинг на тему «предотвращение гибели животных в случае аварийного разлива нефти». В 2017 году на поддержку коренных малочисленных народов «Лукойл-Западная Сибирь» направила более 290 млн рублей. Компания спонсировала Форум коренных малочисленных народов Севера

Ответственное использование ресурсов

Как и «Газпром», Лукойл поднял до высокого международного уровня переработку попутного газа. Компания сосредоточила свои усилия на повышении качества управления водными ресурсами, результатом чего стало снижение до нуля сбросов неочищенных стоков производств. Вместе с тем Лукойл является лидером в вопросах обеспечения безопасности нефтедобычи в открытом море. Практики компании перенимают ее конкуренты.

Выводы

В сфере социальной и экологической ответственности Лукойл — заметная компания в регионах присутствия, в том числе в Арктике. Компания направляет средства на социально-экономическое развитие арктических регионов, на строительство объектов социальной инфраструктуры, домов для представителей коренных малочисленных народов, сотрудничает с региональными институтами развития. Деятельность компании получила высокую оценку специалистов.

В отчетности по устойчивому развитию компании подробно выделен региональный срез, но, как и в случае Газпрома, скупо приведены стоимостные показатели программ. На данный момент Отчет об устойчивом развитии за 2017 год еще не опубликован.

Арктика. 1+1

Итог деятельности компаний и государства, пока промежуточный, подвели участники конференции, посвященной экологии Арктики, она прошла в конце 2017 года в Красноярске. Ситуация с экологией улучшается, и в основном усилиями компаний, говорилось на конференции. Так, средний возраст производств в самом «грязном» секторе, в металлургии в арктической зоне РФ к 2023 году не будет превышать 30 лет (для сравнения, в США — 80 лет, в КНР — 50 лет), что коренным образом скажется на чистоте окружающей среды.

Арктика учит государство и бизнес ответственности, тесному взаимодействию с заинтересованными сторонами. Именно она сегодня стала полигоном для обкатки практик ГЧП и технологий устойчивого развития. Ответственность в случае Арктики предусматривает воспроизводство ресурсов, их рациональное использование, сохранение природного и социального ландшафтов. Это единственно возможный выбор для сохранения и развития арктических территорий.

Именно в этой, самой северной своей части, Россия имеет шанс начать избавляться от «ресурсного проклятия», чтобы перейти к экономике технологий и знаний. «Арктический кейс» России не столько про рациональное использование природных богатств, сколько про освоение постиндустриальной парадигмы.

Пока в Арктике начал развиваться экологический туризм, а возобновляемые ресурсы (например, чистая вода) становятся предметом экспорта в зоны экологического бедствия: так, КНР уже приобретает бутилированную арктическую воду из РФ.

Устойчивое развитие Арктики открывает перед Россией перспективы стать гарантом мировой экологической и климатической безопасности, решить вопросы возвращения населения в северные регионы и диверсифицировать свою экономику с опорой на новые технологии.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl/Cmd+Enter