И рублем, и убеждением

В Республике Башкортостан подводят итоги очередного этапа проекта «Автотрезвость». Эта уникальная инициатива направлена на профилактику нетрезвого вождения, а также на формирование у общества и водителей нетерпимости к управлению транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения.

Масштабная инициатива

В Башкортостане проект реализуется с 2014 года; он стартовал по инициативе завода по производству пива и безалкогольных напитков «Шихан» в городе Стерлитамаке. Региональная программа является частью общероссийской инициативы, которая в этом году отмечает свой юбилей: она была запущена в 2013 году под эгидой Международного альянса за ответственное потребление алкоголя. В настоящее время «Автотрезвость» функционирует в 16 регионах России.

Республика Башкортостан подключилась к проекту практически в момент его основания. В регионе он пользуется всесторонней поддержкой властей и общественников. В мероприятиях принимают участие ГИБДД Республики, министерство образования и науки Республики Башкортостан, а супервизию проводит национальный оператор проекта АНО «Зеленый круг».

Ядром реализации инициативы являются автошколы: с 2014 года в ней приняли участие уже более 60 автошкол региона. В 2022 году с модулем «Автотрезвость: вождение автомобиля и алкоголь несовместимы» познакомились и преподаватели учреждений сферы образования, которые готовят профессиональных водителей. При этом общее число слушателей превысило 40 тысяч человек. О масштабности проекта говорит и тот факт, что уже около 100 педагогов прошли подготовку и получили необходимые компетенции для самостоятельного ведения занятий.

Результат налицо

Нетрезвое вождение является острой и актуальной проблемой в России. Так, по данным за 2022 год, которые предоставил Научный центр безопасности дорожного движения МВД, в стране произошло 14 тыс. 428 аварий с участием водителей в состоянии опьянения или с его признаками, это 8,2% от общего числа ДТП. Такие инциденты отличаются повышенным травматизмом: погибло 3 тыс. 560 и ранено 18 тыс. 803 человека. Примечательно, что нетрезвыми садятся за руль в основном молодые мужчины (94% случаев; средний возраст — 30–39 лет). Почти половина виновных (44,4%) официально не работали, среди остальной части преобладают работники непроизводственной сферы (торговли и сферы услуг). Почти в трех четвертях (76%) ДТП с участием водителей с признаками опьянения они ранее привлекались к административной ответственности за нарушение ПДД.

«Проблема управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии стоит во всем мире, и, к сожалению, количество подобных случаев сокращается медленнее, чем общая динамика снижения ДТП, — говорит директор АНО „Зеленый круг“ Юлия Денисова. — Наша инициатива прежде всего направлена на молодых участников дорожного движения, чтобы новые поколения водителей однозначно осознавали несовместимость употребления алкоголя и управления любым транспортным средством — даже электросамокатом. Важно привить понимание, что для водителей не существует никакой допустимой нормы алкоголя».

Проблема с управлением транспортным средством в нетрезвом виде актуальна и для Республики Башкортостан. Так, по данным федерального ГИБДД, за 2022 год в регионе произошло 350 ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения.

При этом статистика ГИБДД подтверждает актуальность проводимой в рамках проекта «Автотрезвость» профилактической работы, к которой подключаются все заинтересованные ведомства. Согласно этой статистике, ситуация с вождением в нетрезвом состоянии медленно, но улучшается: в этом эксперты видят влияние инициативы.

«Убеждена, что для водителей приемлема только характеристика „трезвый“ и „не трезвый“ — именно так, в раздельном написании. Любая доза алкоголя меняет поведение человека и его скорость реакции. Так, в 2022 году практически в половине случаев (43,2%) таких ДТП водители находились в легкой степени опьянения, — говорит Юлия Денисова. — Возможно, часть из них просто не осведомлены, как именно алкоголь даже в небольших дозах влияет на способность управлять автомобилем, который, к слову, при скорости 60 км/ч за секунду проезжает почти 17 метров! Поэтому ужесточения наказания и усиления надзора недостаточно. Мы абсолютно убеждены в том, что нужно не забывать о ключевой фигуре — человеке — и работать с поведенческим фактором на опережение».

Как развивается проект

2022 год стал прорывным в реализации проекта, говорит менеджер по устойчивому развитию ООО «ОПХ» (бренды «Шихан», «Бочкарев», «Dr. Diesel», «Окское») и куратор «Автотрезвости Башкортостан» Екатерина Веселкова: «Мы заключили и переподписали ряд соглашений, расширив возможности нашей просветительской деятельности. Нетрезвое вождение — острая общественная проблема, и мы считаем, что только объединив усилия бизнеса, общественных организаций и представителей власти, мы можем достичь результатов для ее решения».

В 2022 году в Башкирии прошло 40 просветительских мероприятий под эгидой «Автотрезвости». Лекции, семинары, мастер-классы охватили почти 700 специалистов, 1 тыс. 700 студентов и школьников старших классов, а также 1 тыс. родителей.

Партнером проекта выступило региональное министерство образования и науки. С помощью Республиканского ресурсного центра по профилактике детского травматизма в рамках инициативы были организованы просветительские акции в шести муниципальных районах и городах для трех тысяч слушателей — педагогов и родителей.

Важным событием в реализации инициативы стал методический тренинг-семинар для преподавателей профессиональных учебных заведений Республики Башкортостан, который провели представители «Шихана» и АНО «Центр развития социальных инициатив „Зеленый круг“». Выше мы говорили, что подготовка педагогического состава для пропаганды трезвого вождения является важным направлением проекта. Семинар был посвящен именно этому. В рамках тренинга эксперты поделились с преподавателями эффективными инструментами информирования о недопустимости нетрезвого состояния за рулем. Специалисты рассказали о влиянии алкоголя на организм водителя, разобрали правовой аспект нетрезвого вождения, а также поделились статистикой ДТП, возникающих по вине севших за руль под воздействием спиртных напитков.

Как уже отмечалось, в 2022 году проект вышел за рамки автошкол. Эта тенденция будет продолжена, говорит Юлия Денисова: «Мы обсуждали с республиканским министерством возможность внедрения модуля „Автотрезвость“ как обязательного предмета в профильных колледжах, где готовят профессиональных водителей. Кроме того, мы предлагаем активнее использовать его в реабилитационном обучении — например, в медицинских организациях при работе с водителями, привлеченными к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Мы рады, что наша инициатива встретила полное понимание и поддержку со стороны руководства министерства науки и образования региона, и надеемся, что наши совместные усилия помогут привить культуру ответственного потребления алкоголя и трезвого вождения, сократив количество ДТП».

Проект и далее будет задействовать новые методики и охватывать новые аудитории, подтверждает и Екатерина Веселкова: «Мы регулярно ищем новые пути, чтобы донести наши ценности до широкой общественности, и работаем над поступательным развитием нашего проекта. Не может не радовать и тот факт, что социальными и экологическими проблемами обеспокоены и многие другие игроки рынка — так, проект „Автотрезвость Башкортостан“ выступил одним из организаторов масштабного отраслевого форума „Социальная ответственность бизнеса“, в рамках которого собралось большое количество представителей государственных структур, некоммерческих, образовательных и исследовательских организаций, а также крупного бизнеса».

На помощь приходят высокие технологии

Отдельно стоит выделить проведенный в 2022 году хакатон: это было соревнование для программистов, в ходе которого школьники, студенты и молодые специалисты разработали игру-симулятор для устройств с операционной системой Android, которую можно будет использовать для демонстрации последствий нетрезвого вождения.

Всего в создании приложения участвовало шесть студенческих команд из города Стерлитамак. Если формулировать техническое задание простыми словами, то оно звучит так: надо на симуляторе показать, как видит дорогу нетрезвый водитель, как он реагирует на ту или иную ситуацию, а также познакомить игрока с юридическими последствиями вождения в нетрезвом виде. По задумке, человек, которому кажется, что он «способен все контролировать» даже в состоянии алкогольного опьянения, будет удивлен тем, насколько видение дороги отличается для него трезвого и для него же нетрезвого.

Само соревнование проходило в рамках форума «КИБЕР-102», организованного на базе Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий и при информационной поддержке Министерства цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан. В открытии мероприятия приняли участие первый заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Ильдар Мавлетбердин, а также заместитель главы администрации Стерлитамака Артур Гафаров.

Соревнование было упорным, все команды смогли предложить интересные и креативные решения. Так что у жюри была непростая задача. В итоге победителем стала команда «АязБаш», которая представила наиболее проработанный проект специального цифрового тренажера.

Продукт от команды «АязБаш» представляет собой приложение-симулятор, запустив которое пользователь видит картинку с водительского места. Игрок едет по городу, пытаясь объехать разбросанные по дороге препятствия — бутылки, наезд на которые символизирует употребление спиртного. После чего перед игроком предстает несколько иная картина, соответствующая приему одной дозы алкоголя: экран делается темнее, транспортным средством становится сложнее управлять, а периферическое зрение сужается. Теперь еще выше риск наехать на следующую бутылку и получить еще более серьезную «степень опьянения». Все как в жизни!

Приложение позволяет получить информацию и о юридических аспектах вождения в нетрезвом виде: когда собьешь бутылку, система дает тебе сведения о судебных практиках, нюансах законодательства и предусмотренных наказаниях. В будущем игра пойдет в серию и будет доступна на персональных компьютерах и смартфонах с операционной системой Android. В перспективе также будет разработана версия для использования VR-очков.

«Подобная инициатива проводилась в рамках „Автотрезвости“ впервые, — говорит Екатерина Веселкова, — и нам было тяжело принять финальное решение, ведь все команды показали высокий уровень. Кроме пользы, которую мы получим, внедрив приложение в наш модуль, отдельно хочется отметить высокую степень заинтересованности со стороны начинающих специалистов, которые приняли участие в хакатоне. Это важный пример обратной связи, который показывает, что мы двигаемся в нужном направлении, получая общественное признание».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Лена Брессер