Как страны не могут договориться о сохранении Мирового океана и почему нужны морские заповедники

19 июня государства-члены ООН приняли соглашение о защите биоразнообразия за пределами национальных юрисдикций (или: Biodiversity Beyond National Jurisdiction Treaty, BBNJ), работа над которым велась 20 лет. Plus‑one.ru поговорил с биологом Марией Воронцовой, которая участвовала в подготовке этого знакового документа, о том, почему жизненно необходимо создавать морские охраняемые районы (МОР).

Кадр, сделанный в рамках 35-я китайской антарктической экспедиции

В чем ценность МОР и как сложно их создавать из-за несовпадения интересов государств

До BBNJ не существовало механизма по созданию заповедников в нейтральных водах, кроме одного места — Антарктики, где просто нет 200-мильной зоны, а открытое море начинается сразу у побережья. Этот уникальный регион находится в ведении межправительственной организации — Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ; создана в 1982 году, включает 27 стран-членов и 10 присоединившихся государств. — Прим. Plus-one.ru), которая занимается вопросами создания охраняемых районов исключительно в Южном океане.

Первый МОР появился здесь, на южном шельфе Южных Оркнейских островов, в 2009 году, второй — в море Росса в 2016-м. Суммарно АНТКОМ предлагает организовать вокруг Антарктиды девять охраняемых районов.

Деятельность АНТКОМ показала, насколько непросто странам договориться по созданию МОР: в течение последних шести лет Россия и Китай накладывают вето на создание трех новых охраняемых районов в Антарктике, а поскольку решения в АНТКОМ принимаются только единогласно, проект стопорится. Это печально, так как океан очень чувствителен к изменению климата, сильно страдает от человеческой деятельности и может очень быстро погибнуть — поэтому так важно создавать заповедные зоны в местах, где пока существует столь высокий уровень биоразнообразия, как в Южном океане.

Животный мир Южного океана невероятно богат: десятки видов морских звезд, морских ежей, многие из которых обитают только здесь, осьминоги, миллионы пингвинов, киты, кашалоты, биолюминесцентные черви — и это всего лишь часть обширного биоразнообразия этого региона. Именно здесь живет и размножается криль, которым кормится около трети фауны всего Мирового океана и который разносится по нему с помощью зарождающихся в Антарктиде сильных подводных течений. Кроме того, криль является одним из мощных поглотителей углерода.

Вот как выглядит стая криля

В Южном море обитают очень ценные и уникальные виды рыб: например, зубатка, вырастающая до длины 1,5 метра, которая подается только в очень дорогих ресторанах.

Помимо создания МОР, АНТКОМ также распределяет квоты по вылову криля и зубатки, чтобы не было перелова. А криль хотят ловить все страны, так как из него можно производить много разнообразной ценной продукции — от биологической добавки Omega-3 до муки для подкормки креветок, которую используют на фермах.

Биоразнообразие Южного океана мало изучено. Только год назад ученые сделали удивительное открытие, обнаружив 60-миллионные популяции ледяной рыбы, которая делает здесь круги-гнезда на дне — это фантастическое зрелище. Бентос (совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоемов. — Прим. Plus-one.ru) региона уникален: здесь живут стеклянные губки, морские лилии и многие другие виды, которые еще даже не известны науке.

Дно моря с многочисленными и разнообразными беспозвоночными в антарктических водах

Из-за холодных вод срок жизни флоры и фауны Южного океана достаточно большой, и, как следствие, восстановление происходит медленно, поэтому разрушить эту экосистему очень легко — достаточно пустить корабль с тралом (огромная сеть. — Прим. Plus-one.ru), не говоря о глобальном потеплении, из-за которого здесь тают ледники и повышается температура воды. Океан поглощает примерно 90% мирового CO2 и сильно закисляется — как результат, скелет у ракообразных и моллюсков становится более нежным.

Создание МОР — это реальная возможность оградить этот удивительный мир от разрушительного воздействия человека и сосредоточиться на проведении научных исследований.

Спасти экосистему Земли: инициатива «30×30» и соглашение BBNJ

BBNJ предшествовало другое важное соглашение, подписанное странами ООН, — «30×30», по которому к 2030 году под защитой должны оказаться не менее 30% экосистем суши и воды планеты. Но механизма, как это сделать, например, в океане, на момент принятия «30×30» в 2022 году, не существовало. В BBNJ он как раз был прописан. При составлении этого соглашения был учтен негативный опыт АНТКОМ, и решение о создании МОР в рамках BBNJ будет приниматься большинством в ходе голосования, а не при условии достижения консенсуса среди всех заинтересованных государств, как в случае Антарктики.

Я участвовала во всех последних заседаниях ООН по подготовке BBNJ, работа над которым плотно началась в 2019 году. В ней принимали участие представители всех стран — документ выверялся по словам, и в последний день, когда, наконец, текст был утвержден, у многих участников заседаний стояли слезы на глазах от масштаба проделанной работы: нам удалось согласовать единый план действий для всей планеты! К сожалению, интересы России в последнее время на мероприятиях, посвященных охране океана, представляют участники рыбной отрасли, позиция которых обычно противоречит позиции ученых, или сотрудники МИД, уделяющие основное внимание политическим интересам, а не сохранению биоразнообразия.

Следующий этап — это ратификация BBNJ всеми странами: ожидается, что она будет завершена к лету 2025 года, после чего начнется процесс создания МОР, ради которого все и затевалось. Где появятся эти заповедники, уже примерно понятно. Например, совершенно уникальный район находится в Тихом океане, недалеко от берегов Перу, где учеными в 2022 году были обнаружены так называемые «черные курильщики» — многометровые трубки, извергающие из недр Земли перегретую воду вместе с магмой. Из-за исключительного химического состава вод вокруг них образовалась уникальная экосистема, которую только предстоит изучить. Также важно охранять морские горы, славящиеся своим биоразнообразием. Их очень любят моряки: они приходят к ним с тралами и варварски разрушают их экосистемы, вытаскивая сетями не только рыбу, но и разнообразных представителей флоры и фауны, которые потом просто выкидываются обратно в море в изуродованном состоянии.